Педагогические принципы
Воспитание должно строиться на привязанности и любви к
животному.
Собака прекрасно чувствует отношение к
себе человека, будь то расчетливость и холодность или строгость в сочетании с
теплотой и пониманием. Отношения между служащими зоопарков и дикими животными
являются убедительным доказательством данного утверждения, подкрепленного
множеством примеров. То же касается и вашей собаки.
Воспитание собаки начинается с первого дня ее появления у вас.
Чем моложе собака, тем легче и быстрее
она подчиняется воле хозяина. Возражение, что «милый щеночек» должен набраться
разума, прежде чем подвергнуться обучению, вытекает из незнания, неверного
представления о воспитании собак. Учить всегда надо смолоду.
Не надо ожидать от собаки высоких моральных качеств.
Воспитание собаки должно опираться на
данные ей природой естественные наклонности. У собаки не бывает тщеславия,
обязательности, чувства ответственности. Она ничего не «принимает близко к
сердцу», у нее не «пробуждается совесть», и она никогда не бывает «коварной»
или «зловредной». Ей не знакомы альтруизм и благодарность, зато она прекрасно
понимает все преимущества совместной жизни с человеком. На этом и должна
строиться воспитательная работа. Было бы большой ошибкой очеловечивать
животное, приписывая ему нравственные принципы. Тот, кто очеловечивает своего
пса, невольно дает неправильную, противоречащую природе оценку поступков
животного, а потом будет вынужден пожинать горькие плоды своих ошибок в его
воспитании.
При воспитании собаки старайтесь не искать в ее действиях
человеческую  логику.
Собака не может, подобно человеку,
строить заключения и делать выводы, ей равно чужды хитрость и расчет. Она
действует инстинктивно и подчиняется рефлексам. Чем глубже удастся постичь
«собачью логику», тем легче будет воспитывать собаку.
Не нужно ожидать от собаки обобщений и анализа собственного
опыта.
Она не в состоянии размышлять и
действовать подобно человеку, не способна делать выводы и воспринимает
причинно-следственные связи постольку, поскольку они касаются понятных ей
вещей.
При обучении собаки необходимо учитывать ее индивидуальные
особенности.
У каждой собаки свои наклонности. По
своему «характеру» они бывают сильного и слабого типа. Одни позволяют чужим
подзывать себя и относятся ко всем с доверием, другие признают лишь хозяина как
вожака стаи, а чужого встречают недружелюбно. Все эти особенности вы
обязательно должны учитывать.
Никогда не забывайте, что обучение вначале покажется вашей собаке
непонятным и странным, ведь мы требуем от нее того, что ей изначально чуждо и
непонятно.
Большинство ваших команд - «сидеть», «рядом»,
«ко мне», «лежать», требование не пачкать в квартире и др., заложены в
инстинктах или обычаях собачьей стаи, однако, употребляются в совершенно другой
взаимосвязи. Чтобы добиться их осознанного выполнения, понадобятся терпение,
настойчивость и многократное повторение упражнений.
При воспитании собаки учитывайте, относится ли она к сильному
или слабому типу характера.
Собака с твердым характером мужественна,
всегда охраняет своего хозяина, постоянно готова к защите и нападению,
вынослива, обладает быстрой реакцией. Она грубее, упрямее, энергичнее, чем
собака с другим типом темперамента, ее нужно воспитывать строже, настойчивее и
требовательнее, но зато верна и предана своему хозяину. Слабохарактерные собаки
легче поддаются дрессировке, но часто разочаровывают своих хозяев, которые, в
конечном счете, оказываются владельцами комнатной собачки. Разумеется,
существуют промежуточные типы темпераментов, когда характер собаки не столь
ярко выражен.
Прежде чем обучать собаку какой-нибудь команде, надо твердо
уяснить себе, чего же мы, собственно, хотим от нее добиться.
Каждое занятие с животным необходимо
доводить до конца, ни в коем случае не прерывать его из-за того, что собака не
в настроении и оказывает сопротивление. Собака моментально чувствует
неуверенность дрессировщика и тут же пользуется этим. Но при этом наша
требовательность не должна превышать разумных границ.
Основа воспитания и обучения заключается в том, что собака
должна воспринимать наши требования как что-то приятное и необходимое для себя,
одновременно отвергая то, что запрещаем или не любим мы, как плохое или
неприятное.
Конечно, повинуясь своим рефлексам и
инстинктам, собака не думает о том, что хорошо и что плохо. Однако при
неоднократном повторении одного и того же действия собака замечает определенную
причинную взаимосвязь между тем, что она делает, и последствиями. Это вы и
должны использовать в своих целях.
Любая дрессировка строится на противопоставлении наказания и
поощрения.
При этом очень важно, чтобы собака
понимала, за что именно ее наказывают, а за что – хвалят. По возможности,
наказание не должно исходило непосредственно от хозяина, «вожака». Поэтому часто
используют вурфкетте (цепочку, накидываемую на животное) или обычную рогатку.
«То или иное действие приносит боль и/или на меня повышают голос «Фу!», поэтому
лучше не нарываться. Но если я подойду к любимому хозяину, то меня непременно
погладят, похвалят, а может, и дадут что-нибудь вкусненькое».
Обучение собаки неизбежно становится непрерывной, постоянно
повторяющейся работой.
Врожденные рефлексы и инстинкты путем
обучения можно изменить или подавить, но никогда не удастся их полностью
искоренить. В случае какого-либо нежелательного рецидива, при каждой неудаче
нужно снова и снова повторять все с самого начала. Оправданным исключением
является периоды полового возбуждения. Против инстинкта продолжения рода
идти бессмысленно, и никакие воспитательные меры и наказания здесь не помогут.
Форма, число повторений и интенсивность воспитательных мер
зависит от интеллекта конкретной собаки.
На основе многочисленных научных опытов
было доказано, что уровень интеллекта различен у разных собак. Существуют
чрезвычайно умные собаки и совсем глупые, а между ними – все уровни интеллекта.
Чем умнее собака, тем быстрее и точнее будет понимать и исполнять команды, но и
своей выгоды не упустит.
Нельзя допускать, чтобы каждое занятие с собакой утомительно
затягивалось.
Можно заниматься с собакой ежедневно, но
каждое упражнение не должно продолжаться более 15 минут. При перенапряжении
собака будет усталой и невеселой. Рекомендуется чередовать упражнения, делая
между ними большие перерывы. Но ни в коем случае не прекращайте занятия, пока
собака не выполнит ваше требование. Не позволяйте ей навязывать вам свою волю,
иначе пошатнется ваш авторитет «вожака».
Врожденная готовность собаки подчиниться сильнейшему в стае
является основой положения воспитателя.
Если вы осознанно принимаете на себя
роль сильнейшего – вожака стаи, почти каждая собака будет подчиняться вашей
воле, т. е. командам. Если же собака отказывается подчиняться и сама
пытается стать лидером – вожаком стаи, причина главным образом кроется только в
вас. Очевидно, вы недостаточно последовательно и убедительно старались
показать, что вы «сильнейший». Однако случаи, когда собака оказывает
неповиновение и всячески пытается занять ведущее положение, крайне редки. Если
это, тем не менее, происходит, в большинстве случаев с собакой придется
расстаться.
Обучением должен заниматься хозяин, «вожак».
Он хвалит, он наказывает – пусть не
напрямую, он должен быть для собаки высшим существом, от которого собака
беспредельно зависит. Но воспитывать собаку должен только один человек –
хозяин. Если в процесс воспитания вмешиваются, как это часто бывает, другие
члены семьи, возникаем опасность, что собака никого не признает «вожаком» и
будет ко всем относиться, как к товарищам по стае. Разумеется, собака должна
подчиняться приказам и запретам всех членов семьи, а не только одного хозяина.
Ваше положение в роли человека – «вожака стаи» может
пошатнуться, если вы не будете утверждать его последовательно и настойчиво.
Так же как «волк – вожак стаи», вы
должны всегда доказывать вашей собаке, что вы – глава стаи, ее вожак. Каждая
проверка на власть должна кончаться в вашу пользу. Если же вы однажды или тем
более, несколько раз позволили собаке одержать победу над вами, считайте, что
ваше положение вожака стаи серьезно пошатнулось или даже потеряно полностью.
Собака с сильным характером в дальнейшем вообще перестанет вас слушаться.
Собака скорее признает вас хозяином, «вожаком», если она чаще
будет с вами,  желательно и в ночное время тоже, давать еду, и строгость, и игры, и общение –
всё исходит от вас.
Если отношения между вами как «вожаком»
и собакой приняли достаточно прочные формы, эти правила можно выполнять не
очень строго.
Когда хозяин, «вожак», ложится на землю, это радостно возбуждает
собаку, особенно щенка.
Для любой собаки лежащий человек – это
призыв подойти, прислониться, приласкаться и поиграть. Это можно использовать в
процессе воспитания.
При многих упражнениях требуется, чтобы связанное с ними
принуждение как можно меньше исходило непосредственно от хозяина. От него
должны исходить главным образом любовь и доброта. Кроме того он должен иметь
наготове вкусные кусочки.
Для этого существует несколько
вспомогательных средств, в частности, длинный поводок, действие которого щенок
или молодая собака могут связать с другим воспитателем. Помощник дрессировщика,
человек, которого собака хорошо знает и к которому она должна относиться со
всей преданностью, просто необходим при проведении некоторых занятий. Однако
поощрение, зачастую применяемое непосредственно после наказания, должно исходить
только от хозяина.
Занимаясь обучением собаки, старайтесь оставаться с ней один на
один.
 Нежелательно присутствие даже членов
семьи, делающих попытки вмешаться в процесс воспитания. Особенно досадно
появление посторонних, дающих непрошеные советы. В таком случае остается
поблагодарить за совет, взять собаку на поводок и уйти в укромное место, где
вам никто не будет мешать.
Для обучения и дрессировки, особенно вначале, выбирайте тихие,
безлюдные места.
Собака должна сосредоточить все свое
внимание на хозяине и его командах. Транспорт, шум, другие люди и другие собаки
не должны отвлекать ее.
Когда собака усвоит ту или иную команду в тихом месте, повторите
и закрепите ее в более оживленном месте.
Собака должна выполнять ваши команды в
любом месте и в любой обстановке. Она не должна отвлекаться ни на других людей
или других животных, ни на транспорт или какие-либо звуки и тем самым уходить
из-под вашей власти.
Собака должна полностью доверять вашим рукам. Она должна знать,
что от них исходят лишь любовь, нежность и помощь.
Вы допустите грубую ошибку в воспитании
собаки, если будете бить ее рукой, таскать за уши или за строгий ошейник. Кроме
того, не следует поднимать собаку «за шкирку». Как минимум ей больно, и она
просто начнет бояться вашей руки. Собаку надо поднимать только обеими руками.
Левая рука обычно подкладывается под грудь, правая обхватывает задние лапы.
Если вы поднимаете щенков или маленьких собак, ладонь нужно подкладывать под
заднюю часть туловища.
Если собака с самого рождения боится руки, чаще всего это
собака, принадлежащая к слабому типу, вы должны попытаться укрепить ее доверие
к человеку.
Грубой силой и побоями вы сможете
воспитать только злобу. Первое правило: никогда не хватайте собаку и не
наступайте на нее. Не снимайте ошейник и длинный поводок даже в комнате. Подзываем,
протягиваем угощение и поглаживаем шею и грудь только снизу (хватка за загривок
сверху – это хватка победителя!). Ласково разговариваем с собакой, медленно
подтягивая ее к себе на поводке, одновременно наклоняемся или ложимся с ней
рядом. Второе правило: ни какого крика и внезапных прикосновений. Собаку можно взять,
только когда она начнет вам доверять и вилять хвостом, но тотчас же отпустить,
если она испугается, захочет убежать, и повторять все сначала.
При любом обучении нужно надеть на собаку обычный ошейник, а еще
лучше рывковый ошейник, или удавку. В случае необходимости наденьте строгий
ошейник (парфорс) и возьмите собаку на короткий или длинный поводок.
Ошейник и поводок служат гарантией того,
что собака всегда будет находиться в ваших руках и не сможет вырваться, даже
если ей не понравятся ваши действия. Хватая же рукой «за шкирку», вы только
напугаете животное, добьетесь того, что она будет бояться вашей руки, а научить
ничему не сможете.
Строгий ошейник применяется только для средних и крупных собак,
которые подлежат дрессировке.
Этот ошейник предназначен специально для
дрессировки, в первую очередь для охотничьих, сторожевых и служебных собак.
Строгий ошейник следует использовать и в том случае, если вы хотите дать
хорошее воспитание (что в большинстве случаев весьма полезно) терьеру средних
размеров или бульдогу, даже если вы и не собираетесь делать из них служебных
собак. Для комнатно-декоративных собак строгий ошейник не применяют. Для них в
случае необходимости можно использовать рывковый ошейник (удавку).
При выполнении всех упражнений собака должна находиться по левую
сторону  от нас.
Это предписание, ныне обязательное для
всех, впервые было введено в начале века в полиции. Смысл предписания в том,
что правая рука остается свободной (для оружия).
Повторять команду надо одними и теми же словами, одной и той же
интонацией.
Собака не способна логически мыслить, не
может делать каких-либо умозаключений из своих действий или неисполнения
каких-то команд. Она понимает только, что для нее оказалось приятным, а что
неприятным, причем обучение идет быстрее, когда звуковые сигналы подкрепляются
жестами.
Для успешного воспитания очень важно, чтобы собака и хозяин
понимали друг друга.
Для этого не существует никакого особого
словаря. Если будем придерживаться определенных правил, то любая собака,
играючи или с трудом, но научится нас понимать, освоит довольно большое
количество слов и словосочетаний. Для нас задача нисколько не проще. Собака
лает, визжит, скулит, рычит, ворчит, воет – все это формы собачьего языка,
который вы должны попытаться понять. Каждое из этих звуковых проявлений имеет
множество нюансов, причем высота звуков то и дело меняется. С помощью этого
широчайшего диапазона звуков собака хочет передать нам свои желания и
намерения.
Для каждой команды и каждого запрета вы всегда должны
использовать одни и  те же слова.
Эти слова должны быть короткими и чтобы
их нельзя было перепутать ни с какими другими. Чем отчетливее и тверже вы
будете их произносить, тем быстрее освоит их собака. По одному тембру голоса он
должен понять, команда это или запрет. Эти постоянно повторяющиеся слова будут
служить для нее «слуховыми сигналами».
Собака легче выучивает глаголы, чем существительные.
С такими понятиями, как «ко мне»,
«апорт», «фас», «ищи», «брось», «взять», связано, как правило, известное собаке
действие. Значение же существительных, таких, как софа, кровать, стул, дверь,
сад, кость, собака постичь не в состоянии. Возможно, с каждым существительным
она связывает какое-то определенное действие.
Наша собака пользуется языком жестов.
Он может быть выражением настроения от
покорности до агрессивности. Вообще у собаки имеется целая шкала внешних
проявлений, выражаемых стойкой, положением тела или его отдельных частей
(хвоста, ушей…) и т.п. Нужно очень внимательно наблюдать за ней, и вы поймете,
что под этим подразумевается. Многие жесты легко распознаются: пес царапает
дверь, тычет носом в вашу руку или ваши колени – показывает, что хочет на
улицу. А как красноречивы такие жесты, когда он двигает носом взад-вперед свою
пустую миску, прыгает вокруг вас, когда одеваете пальто, или начинает
волноваться, когда достаете из шкафа рюкзак. И это лишь несколько примеров.
Каждый «слуховой сигнал» должен быть подкреплен зрительным.
Нашу речт собака не понимает. Поэтому
слова надо подкреплять осмысленными жестами. Иногда собака понимает одни знаки.
Но и их нужно показывать одинаково.
Команда «фу!» должна быть для собаки одновременно и приказом, и
наказанием.
Тот, кто достаточно хорошо знает свою
собаку, может по ее поведению догадаться, что животное замышляет что-то
недозволенное. Это может проявляться ворчанием, дрожью, натянутым поводком и
т.д. При слове «фу!» собака должна оставить малейшие поползновения совершить
неугодное нам действие. Иногда этого можно достичь, только если одновременно с
окриком «фу» собака ощутила воздействие ошейника так, чтобы эти два явления
слились для нее воедино.
Команда, связанные с переменой места, будут для щенка или
молодого пса нагляднее, если перенести его туда, куда хотим послать.
Проделать это надо не один, а несколько
раз. Брать на руки и переносить щенков надо следующим образом: одной рукой
возьмите щенка за заднюю часть, второй рукой обхватите его за грудь так, чтобы
он мог опереться о нее передними лапами. Очень вредно для щенков и взрослых
собак, когда их таскают и переносят за шерсть, загривок.
При дрессировке средней и крупной собаки большую помощь может
оказать велосипед.
 После продолжительной велосипедной
прогулки уставшая собака лучше подчиняется вашим командам. Кроме того, собака,
сопровождая велосипедиста, имеет возможность вволю набегаться. При этом она
должна бежать справа от велосипеда и обязательно быть на поводке. Поводок ни в
коем случае нельзя закреплять на велосипеде, держите его в руке. Начинать надо
на безлюдных дорожках, в стороне от города. Вначале вы ведете велосипед рядом с
собой, затем, сев на велосипед, едете медленно, постепенно ускоряя темп, но
так, чтобы собака могла сопровождать вас без излишнего напряжения. Следите за
тем, чтобы она находилась на некотором расстоянии от велосипеда на свободно
провисающем поводке. После достаточно продолжительного занятия позвольте собаке
побегать рядом с велосипедом без поводка. Отказ собаки от занятий не следует оценивать с точки зрения
человека.
Ваша собака не «подлая», не «коварная»,
не «ожесточившаяся» и не «капризная» или «упрямая». Она не знает разницы между
«хорошая» и «злая». Ее действия основаны на инстинкте и будучи рефлекторными
часто исходят из древнего инстинкта стаи. Если вы знаете их происхождение, это
поможет вам в вашей работе по воспитанию собаки.
Во время занятий собака не должна чувствовать ваше раздражение
или гнев, плохое настроение или нетерпение.
Настроение большинства людей зависит от
воздействий окружающего мира. Никогда не следует вымещать его на собаке. Она
тонко чувствует ваше душевное состояние, но не сможет понять его причину.
Процесс обучения основан на уравновешенности и терпении. Если вы испытываете
раздражение или досаду на что-либо, оставьте лучше собаку в покое и приведите в
порядок собственные нервы.
Ор и крик – самые не подходящие воспитательные меры.
Наши вопли действуют на собаку так же,
как на нас вой заводской сирены на расстоянии метра от нас, ведь собака слышит
в 16 раз лучше, чем мы. Опять же крик – выражение злости и раздражения и не
способствует воспитательному процессу.
Бессмысленно обижаться на собаку за ее непослушание.
Дуться не кого-то - это черта чисто
человеческая, собаке просто непонятная. Причина и следствие поступка будут
доступны собаке, только если они идут непосредственно друг за другом и не позволяют
двойного толкования. Пес очень быстро реагирует на происходящее и обычно сразу же
успокаивается. У человека в большинстве случаев это происходит значительно
медленнее.
Грубой ошибкой было бы ласково подманивать непослушную собаку,
чтобы затем наказать ее.
В результате получите недоверие и
антипатию, преодолеть которые будет очень сложно. Например, если ваш пес
забрался под диван и не хочет вылезать, вы можете выманить его оттуда вкусным
кусочком, погладить, а потом взять на поводок и вывести из комнаты. Если же
прогулки под диван будут продолжаться, поставьте туда заряженную мышеловку,
больше собака туда никогда не сунется.
Не надо наказывать собаку, если она валяется на падали,
экскрементах и прочей гадости.
Стремление вываляться в чем-то
«благоухающем» не что иное, как проявление древнего инстинкта, отучить от
которого невозможно. Эта привычка осталась с тех времен, когда хищник стремился
заглушить собственный запах, чтобы незаметно подобраться к жертве. По
возможности, обходите стороной «опасные» места. Если неприятность все же
случится, искупайте собаку.
Если же ваша собака затеет «грызню» с чужой, необходимо
вмешаться.
Настоятельно не советуем оттаскивать
собаку за загривок или ошейник. Существует слишком большая опасность быть
укушенным чужой собакой, которая кусает без разбора. Попробуйте взять свою
собаку за хвост или задние лапы, приподнять и оттянуть назад. Это даст
достаточно времени энергично отогнать противника. Удары палкой и ногами только
распаляют злость дерущихся. При каждом вмешательстве помните, что ваше
появление как «вожака стаи» чрезвычайно повышает мужество вашей собаки. Это
нужно учитывать и в других случаях.
 Натравляя собаку на человека, вы нарушаете Закон.
Уже сам по себе факт подачи команды
«Фас!» (или «Взять!») является нарушением закона, независимо от того, выполнит
команду собака или нет. Только в случае необходимости защищаться можно
натравить собаку на напавшего на вас, иными словами, только тогда, когда нельзя
отразить нападение другими средствами.
Если вы имеете обыкновение натравлять свою собаку на кошек, то
будьте готовы нести ответственность за причиненный ущерб или быть привлечены к
ответу по Закону о защите животных.
Имеется множество примеров,
подкрепляемых: трогательными фотографиями, на которых изображено, как хорошо
относятся друг к другу собака и кошка. На практике же это выглядит несколько
иначе. Взаимоотношения определяются при первой же встрече, когда кошка сразу
начинает демонстрировать свою враждебность, норовит пустить в ход острые когти.
Нельзя сваливать всю вину на собаку, в которой просыпается древний инстинкт
преследования при виде удирающей кошки. Хотя бы в целях мирного сосуществования
не следует поддерживать в собаке эту вражду. Опять же, от охотничьей собаки
невозможно требовать дружелюбия к кошкам, но ее послушания должно хватить
настолько, чтобы по нашему велению оставить Мурку в покое.
Если собака, злобно оскалившись, нападает на собственного
хозяина, - это признак несостоятельности последнего, как воспитателя.
При первом же серьезном наказании он не
сумел поставить себя «вожаком стаи» с неограниченными полномочиями, а позволил
собаке одержать верх. Животное тут же воспользуется вашей слабостью. Теперь
только, используя в процессе дрессировки строгий ошейник, длинный поводок и, в
случае необходимости, намордник, можно добиться от собаки послушания и снова
завоевать свое право на власть, как право «вожака». Хозяин должен суметь
сломить любое сопротивление собаки, правильно сочетая строгое наказание и
продуманное поощрение. Если это не удастся сделать, собаку следует отдать,
чтобы избежать излишних неприятностей.
Старую, необученную или испорченную собаку можно сделать
послушной лишь путем настойчивого принуждения.
Наденьте на собаку рывковый ошейник
(удавку), в случае необходимости строгий ошейник и возьмите длинный поводок.
Если собака не идет к вам по команде «ко мне» или свиста, резко дерните
поводок, а сами одновременно отбегите немного назад, тогда собаке придется
следовать за вами. Как только она окажется рядом с вами, похвалите ее и дайте
лакомство. Упражнение повторяйте до тех пор, пока собака не будет подчиняться
самостоятельно.
Источник: http://Манфред Кох-Костерзитц |